Этапы строительства асфальтированной дороги

Укладка асфальта

Каждая автомобильная дорога – это сложное и многослойное сооружение особого типа. В нижнем его слое лежит грунт, затем идет дорожная подушка (песок и щебень), а последним слоем является асфальтобетонное покрытие. Именно внешний слой дорожного полотна быстрее всего поддается разрушению в результате воздействия климатических факторов, влаги и транспортной нагрузки.

Строительство дорог делится на 5 последовательных этапов

Расчеты, исследования и проектирование

На предварительном этапе выполняется оценка объемов работы, проводятся геодезические исследования, составляются подробные карты со схемами расположения дорог, развязок, стоков и инфраструктуры. Также на предварительном этапе рассчитывается необходимое количество песка, щебня, гудрона, битума, асфальтобетонной смеси и спецтехники для проведения полного цикла работ.

Подготовительный этап: подготовка местности

Данный этап предполагает извлечение верхнего слоя почвы и последующее укрепление основания дороги. Для выполнения работ привлекаются бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, дорожные катки, виброкатки и т.д. Глубина выемки грунта зависит от предназначения и пропускной способности будущей дороги, к примеру, для дворовых площадок снимается слой грунта 15 см, для городских дорог – 30 см и более.

Сооружение дорожной подушки

Основа для укладки асфальта может быть жесткой или нежесткой. Нежесткая дорожная подушка выполняется из песка, щебня и гравия. Жесткая основа возводится из готовых железобетонных плит.

Подготовительный слой утрамбовывается и уплотняется виброплитами или катками. Чем качественнее выполнены работы по обустройству основы дороги, тем дольше она прослужит, и тем дольше сохранятся эксплуатационные качества асфальтобетонного покрытия.

Из-за того, что на территории нашей страны более 80% земель – это суглинистые и глинистые почвы, дороги чаще всего разрушаются под воздействием влаги и перепадов температур. Поэтому технология строительства дороги включает армирование или укладку геотекстиля. Первый вариант увеличивает прочность конструкции дорожного полотна, предотвращает его расползание и растрескивание. Второй – изолирует слои насыпной конструкции друг от друга, отфильтровывает влагу и предотвращает продавливание отдельных участков. Выбор укрепления дорожной подушки зависит от климатических условий, типа почвы, рассчитанной нагрузки на дорогу и других условий.

Укладка асфальта

После того, как дорожная подушка уложена, утрамбована и закреплена, ее подготавливают к финальному этапу работ – укладке асфальтобетона. Она проливается специальным составом – битумной мастикой, которая обладает вяжущими свойствами, улучшает сцепление зерен и фракций щебня, делает конструкцию более плотной и водоустойчивой. Для равномерного распределения битума используются автогудронаторы и другая специальная техника.

Для транспортировки горячих асфальтобетонных смесей на объект используются самосвалы. Привезенный асфальт равномерно распределяется по поверхности будущего полотна вручную или с помощью асфальтоукладчиков. Швы, откосы, стыковки асфальтобетонного покрытия обязательно обрабатываются битумом для увеличения сцепления и надежности.

Метод укладки асфальта напрямую влияет на качество дорожного покрытия. Если используется механизированная укладка асфальта, то после распределения смеси сразу выполняется ее утрамбовывание. Если материал распределяется вручную, то он разравнивается и затем утрамбовывается с помощью спецтехники.

Уплотнение асфальта – следующий этап обустройства дорожного полотна. Независимо от типа асфальтобетона, материал требует высококачественного уплотнения и трамбовки для достижения нужной плотности. В половине случаев слабо уплотненный асфальт становится причиной разрушения дороги. Именно поэтому для укладки дорог используются особенно тяжелые дорожные катки и виброплиты. Как правило, это 5-6 тонные машины и спецтехника на пневматическом ходу.

Трамбовка и укатка не только выравнивают поверхность дорожного полотна, но и выжимают из асфальта воздух, что приводит к уменьшению пор, в которых может скапливаться влага. На каждом квадратном сантиметре увеличивается плотность связи между фракциями, что в конечном итоге повышает прочность дороги и увеличивает срок ее эксплуатации.

Благоустройство территории

Под благоустройством территории после укладки асфальта подразумевается обустройство тротуаров, ливневой канализации, нанесение дорожной разметки и создание коммуникаций, а также установка дорожных знаков и монтаж освещения.

Каждый этап строительства дороги и укладки асфальтобетонной смеси должен выполняться в строгом соблюдении технологии и всех нормативных требований. Это в конечном итоге отражается на безопасности для водителей и сроке службы асфальта.

Комментарии к этой публикации закрыты.