Щебень для дорожного строительства

Щебень для дорожного строительства

Щебень – сыпучий неокатанный материал, который образуется в природных условиях или получается искусственным путем. Среди материалов, которые используются для дорожного строительства, его, пожалуй, можно считать основным. В нашей стране ежегодно используется около 70 млн. кубических метров щебня. Он является важным компонентом асфальтобетонных смесей.

Строительство дорог – сфера, к которой предъявляются повышенные требования, причем они касаются не только качества выполнения работ, но и материалов, которые для этого используются. От этого зависит долговечность полотна, коэффициент сцепления, подверженность механическому истиранию, безопасность движения транспортных средств и многое другое. Именно поэтому специалисты подходят с особенной тщательностью к выбору щебня для строительства каждого объекта.

Классы щебня по прочности

Прочностью называется показатель устойчивости щебня к различным механическим воздействиям, она обозначается буквой «М» в маркировке. В строительстве дорог используются следующие виды щебня:

  • М1400 – 1200 – щебень высочайшей прочности, применяется при возведении наиболее масштабных и ответственных конструкций;
  • М1200 – 800 – прочный материал;
  • М800 – 600 – материал средней прочности;
  • М600 – 300 – щебень для строительства дорог слабой прочности;
  • М200 – материал очень слабой прочности.

Марки щебня по морозостойкости

Марка морозостойкости обозначает число циклов заморозки/разморозки, которые щебень способен выдержать без потери своих характеристик. Независимо от размера, каждая фракция материала имеет микротрещины, которые заполняет влага. При замерзании объем воды увеличивается в среднем на 10%, что вызывает излишнее давление на породу и с течением времени приводит к нарушению целостности ее структуры. Именно поэтому дорожные покрытия разрушаются, трескаются, особенно это заметно после таяния снега и льда весной.

Различаются несколько марок щебня по морозостойкости, в маркировке они обозначаются буквой «F» и цифрой, соответствующей количеству циклов заморозки/разморозки: F15, 25… F400. Чем больше число, тем дольше служит материал и дороги, которые построены с его применением.

Марки щебенки по фракциям

Фракция – крупность зерен, именно это значение во многом определяет сферу использования материала:

Фр. 0-5мм. – это отходы производства щебня, которые можно купить по достаточно низкой цене. Применяется для отсыпки дорожек и в декоративных целях.

Фр. 5-20мм. – щебень такой фракции чаще используется для производства асфальтобетонных смесей, возведения зданий и сооружений. Для непосредственного строительства дорог не рекомендуется, так как такой щебень быстро уходит в грунт.

Фр. 20-40мм. – средняя фракция щебня, широко востребованная в дорожном строительстве и производстве ЖБИ. Также подходит для ремонта и отсыпки грунтовок при условии частично подготовленного основания. При необходимости щебень крупного размера может измельчаться для получения более мелких фракций.

Фр. 40-70мм. – высокие показатели прочности, водонепроницаемости и морозостойкости делают щебень этой крупной фракции отличной подушкой для крупных трасс, автомагистралей и автобанов. Материал может использоваться как наполнитель бетона при производстве крупных железобетонных конструкций.

Фр. 40-200мм. – бутовый камень, самая крупная фракция щебня, используется для обустройства ограждений, опорных конструкций, фундаментов, а также в декоративных целях.

Комментарии к этой публикации закрыты.