Асфальт и асфальтобетон: отличия и особенности

Асфальт и асфальтобетон

Для дорожного строительства применяются многие виды асфальтобетонных смесей, и здесь выбор зависит от определенных факторов. Климатические условия и нагрузка от движения автотранспорта являются основными из них. К косвенным факторам относятся оборудование, которое применяется для строительства дорожного покрытия, и способ укладки материала.

Асфальтобетон и асфальт обладают различными эксплуатационными свойствами.

Асфальтом называется искусственный или природный материал с многокомпонентным составом, который изготавливается на основе нефтяного или поверхностного битума. Это смесь тяжелых фракций жидких углеводородов. Минеральными наполнителями асфальта являются щебень разной фракции, песок и гравий. В асфальте природного происхождения количество смолистых веществ достигает 75%, а масел – 40%. Именно масла придают материалу текучесть и подвижность.

Асфальтобетон – искусственный безобжиговый строительный материал, смесь, содержащая около 15% асфальта. В его состав включены специальные инертные вещества и минеральные добавки для улучшения эксплуатационных характеристик и показателей, а также песок и гравий.

Другими словами, главное отличие асфальта от асфальтобетона заключается в том, что в первом случае это только натуральный материал, во втором – материал с добавками искусственных компонентов.

Сферы применения асфальта

  • Изготовление мастик для технологических процессов;
  • Обустройство дорожного полотна со средней нагрузкой;
  • Выравнивание основы под здания или сооружения;
  • Благоустройство детских площадок, тротуаров и т.д.

Особенности асфальта

  • Материал стоек к износу, так как обладает демпфирующими свойствами. Он гасит колебания, возникающие от автомобилей при воздействии на поверхность дорожного полотна. Даже в условиях постоянных нагрузок материал прослужит долго.
  • Характеризуется высокой водонепроницаемостью и плотностью, в нем отсутствуют пролеты, материал функционирует как системное покрытие.
  • Асфальт более гладкий, если сравнивать его с асфальтобетоном, не подвержен воздействию коррозии и появлению плесени, состоит из экологически чистых материалов.

Недостатки асфальта

  • Потеря прочностных характеристик при выраженных отрицательных температурах, повышается риск появления трещин;
  • При высоких температурах становится пластичным, теряет форму даже при небольших нагрузках.

Основные характеристики и особенности асфальтобетона

Асфальтобетон способен выдерживать очень высокие нагрузки, обладает долговечностью и прочностью, поэтому широко используется не только для строительства дорог, но и для обустройства взлетно-посадочных полос, подъездов к крупным предприятиям, а также в военно-инженерной сфере. В него добавляются специальные компоненты, поэтому он не деформируется даже в случае высоких нагрузок и может подвергаться укатке для получения повышенной прочности. Данная характеристика отличает его от бетона.

Асфальтобетон изготавливается из следующих компонентов

  • Минеральные заполнители (песок, гравий, щебень). Минеральный порошок, получаемый с помощью измельчения доломита, применяется в качестве структурообразующего компонента. Он увеличивает прочность состава и заполняет поры между крупными фракциями (щебнем или гравием).
  • Битумное вяжущее. Данные компоненты включают битумы или их модифицированные типы. Марка и класс битума выбирается в зависимости от особенностей климата и категории дорожного полотна.

Компоненты перемешиваются при определенной температуре в разогретом состоянии.

Асфальтобетон в зависимости от основного заполнителя разделяется на типы: мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. Каждый тип в строительстве имеет свое предназначение.

Преимущества асфальтобетона

  • Очень высокая скорость затвердевания – главное достоинство асфальтобетона. После укладки и уплотнения он практически сразу готов к эксплуатации. Эта особенность позволяет использовать дороги и трассы без необходимого ожидания.
  • Асфальтобетон – достаточно гладкий материал, при этом он характеризуется высокой надежностью контакта, колеса автотранспорта по нему не скользят.
  • Чистка и отмывка дорожного полотна не составляет труда, на него легко наносится дорожная разметка.
  • Современные технологии позволяют производить ремонт покрытия в пределах замкнутого цикла, благодаря чему существенно экономятся ресурсы и затраты на содержание трасс и дорог.
  • Асфальтобетон может использоваться повторно согласно ГОСТУ 9128. Для этого снимается верхний слой, непригодный к использованию, и дробится. К материалу добавляются новые смеси, и производится свежий асфальтобетон.

Смеси асфальтобетона в зависимости от температуры укладки и используемого типа битума подразделяются на

  • Холодные – нефтяные жидкие дорожные битумы, которые можно укладывать при температуре не менее 5 градусов;
  • Горячие – нефтяные вязкие дорожные битумы, температура укладки которых должна быть не менее 120 градусов.

Недостатки асфальтобетона

  • Холодные смеси имеют повышенную водонепроницаемость. У горячего асфальтобетона этот показатель снижен в 3 раза.
  • Покрытие из асфальтобетона подвергается сдвиговым нагрузкам. Со временем на нем появляются волны.
  • Достаточно высокая стоимость транспортировки и укладки.

Несмотря на развитие технологий и научные открытия, альтернативы асфальтам и асфальтобетонам для возведения дорожного полотна не найдено. Ученые и проектировщики стараются придумать новые виды покрытий, которые бы составили им конкуренцию по долговечности и экономической выгоде. Еще одно направление их работы – улучшение качества битумов, чтобы создать асфальтобетонное покрытие, способное служить десятки лет в условия усиленных нагрузок в любых климатических условиях.

Комментарии к этой публикации закрыты.